§ 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках.

• Какие архитектурные сооружения XIV—XVI веков сохранились в местности, где вы живёте? Расскажите о них.

Проверяем свои знания

1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV—XV веках?
2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке?
3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века.
4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи?
5. Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи?
6. Опираясь на текст учебника и иллюстрации, дайте характеристику русской иконописи XIV—XVI веков. Сравните работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия с иконами более раннего времени. Чем они различаются?

Учимся быть историками

1. Сравните изображения храмов на фотографиях, помещённых в параграфе, и перечислите повторяющиеся архитектурные элементы. Узнайте из дополнительных источников, как они называются.
2. Выясните, почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженного? Подготовьте небольшое сообщение по этой теме.

Документ

Русские историки начала XX века о творчестве Андрея Рублёва
«Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода... В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Св. Троица»... Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва». (И. И. Заволоко)
«Эта икона («Святая Троица») изображает трёх ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше — ясно, что это один только символ трапезы, только намёк на неё. Художник намеренно так упрощённо изобразил угощение Авраама: всё внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склонённые головы с задумчивым взором, устремлённым куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне лёгкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться — столько в них умилительного, возвышенного и духовного. В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок». (Е. Шмурло)

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва? Чем оно отличается от византийской школы?
2. В чём вы видите принципиальное отличие творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Сложный план § 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках.

Конспект § 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках.

Уникальные ответы, которых нет в интернете, выполнены квалифицированными преподавателями. Для получения ответов вы можете воспользоваться нашей платной услугой. Отправьте нам любое домашнее задание и получите готовый ответ на электронную почту.

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ


Наверх