§ 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века.

• Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Проверяем свои знания

1. Как изменилось положение Русской православной церкви? Какие последствия это имело?
2. Что было характерно для монастырской жизни?
3. Почему центром еретических движений был Новгород?
4. В чём суть ересей стригольников и жидовствующих? Почему столь сурово расправились с жидовствующими?
5. Какие проблемы были в центре церковных споров?
6. Что стало причиной появления теории «Москва — Третий Рим»?
7. Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце XV — начале XVI века?

Учимся быть историками

1. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей.
2. Исследуйте происхождение выражения «подвести под монастырь».

Документ

Русский историк П.Н. Милюков об избрании митрополита Ионы
«В это время из Константинополя стали приходить на Русь страшные вести. Началось с того, что один из митрополитов, присланных в Москву патриархом, объявил великому князю московскому, что должен ехать в Италию, к латинам, на духовный собор во Флоренцию. Византия сама воспитала нас в ненависти к западной церкви. По внушениям восточной церкви нельзя было даже есть и пить из одних сосудов с латинами. Естественно, что сборы митрополита (Исидора) в Италию показались москвичам «новы, чужды и неприятны». Несмотря на отговариванья великого князя, Исидор поехал. Из Флоренции он привёз с собой ещё более неожиданную новость: унию восточной и западной церкви. Это было уже слишком. Митрополит был низложен и осуждён собором русского духовенства; вместо него выбран собором же свой митрополит — из русских (Иона) — и заготовлена объяснительная грамота в Византию. В грамоте этой великий князь требовал разрешения впредь поставлять митрополита в России. Требование это мотивировалось дальностью пути, непроходимостью дорог в Византию, нашествием татар. Но между строк легко было прочесть, что главные причины просьбы — «разгласил» в самой восточной церкви. Русское правительство до такой степени было смущено принятием унии в Константинополе, что даже не решилось обратиться к патриарху: грамота была направлена к императору Константину Палеологу. Но и такую грамоту не пришлось отправить. Пришла в Москву весть страшнее первой, «что попущением Божиим, грех ради наших, Богом хранимый Константиноград взяли безбожные турки, святые Божии церкви и монастыри разорили». Вывод был ясен. Теперь надо было «попечение иметь о своём православии...».

1. Назовите причину низложения митрополита, присланного Византией.
2. Чем Иван III мотивировал необходимость выбора митрополита из числа русских священнослужителей?
3. Каковы были истинные мотивы?

Сложный план § 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века.

Конспект § 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века.

Уникальные ответы, которых нет в интернете, выполнены квалифицированными преподавателями. Для получения ответов вы можете воспользоваться нашей платной услугой. Отправьте нам любое домашнее задание и получите готовый ответ на электронную почту.

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ


Наверх